Ребенок один дома
Один дома.
Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста ребенок становится достаточно взрослым, чтобы его можно было оставлять дома одного. Причины для постановки такого вопроса могут самыми разными: от выбежать в магазин на пять минут, до отлучится на несколько часов на работу или в гости. Американцы по этому поводу категоричны. Их закон запрещает оставлять ребенка одного дома до 12 лет. И если сосед увидит, что родители оставили одиннадцатилетнего подростка одного, он может настрочить на них заявление в суд. У нас ситуация несколько иная. Наша жизнь такова, что работающие бабушки и дедушки не всегда могут подсобить своим взрослым детям и присмотреть за внуками, поэтому родители начинают приучать малыша к самостоятельности довольно рано. Вспомните, мы ведь сами были поколением с ключом на шее. И все же – когда безопаснее начинать воспитывать в крохе самостоятельность? Как подготовить ребенка к тому, что он останется дома один?
Когда же начинать?
Четко сказать, когда можно начинать оставлять малыша дома одного, нельзя. Потому что бывают разные дети и разные родители. Все зависит от индивидуальных способностей ребенка. Какой он: самостоятельный или держится за мамину юбку, тревожный, пугается собственной тени или спокойный, послушный, а может сорвиголова? Но точно можно сказать: малыша до трех лет оставлять дома одного без присмотра не стоит. Во-первых, в таком возрасте дети еще слишком зависимы от взрослых, У них не развита в достаточной мере сознательность, которая может помочь крохе избежать опасностей. Большое значение имеет, насколько авторитетно для ребенка ваше слово. Послушается ли малыш, если вы запретите ему подходить к окнам или трогать газовую плиту? Кроме того, в любом случае, прежде чем вы начнете отлучаться из дома, малыша нужно подготовить.
Готовимся к самостоятельности
Начните с коротеньких отлучек, например к соседке или в магазин. Обязательно предупредите об этом ребенка заранее. Главное, заручиться его согласием. Уговаривая малыша остаться без вас, не надо ничего ему обещать - ни игрушек, ни сладостей. Он должен четко понимать, что вы собираетесь в магазин не за подарком для него, а за необходимыми для дома вещами. Иначе ребенок привыкнет и начнет каждый раз встречать вас вопросом: “А что ты мне принесла?” Награду за хорошее поведение вы, конечно, можете ему пообещать, но пусть это будет что-нибудь нематериальное - то, что ваш малыш особенно любит. Например, налепить ему пельменей, спечь пирожки, сходить внепланово на прогулку, дать поиграть с папиными инструментами и т.п.
Часть психологов считает, что начинать приучать ребенка к одиночеству необходимо с шестимесячного возраста. Именно в этот период жизни ребенок уже в состоянии занять себя сам, если, конечно, родители дадут ему такую возможность.
Оставляя ребенка одного в комнате и занимаясь тем временем делами (например, на кухне), вы тем самым будете учить ребенка развлекать себя самого. Только так вы сможете развивать его самостоятельность и творческие способности (при создании собственных игр). Скоро вы сами увидите, что с каждым днем количество времени, которое он сможет проводить без вас (занимая себя самостоятельно), будет увеличиваться.
Только так вы сможете подготовить ребенка к тому, чтобы оставить его совсем одного. Когда вы будете уверены, что в ваше отсутствие (по крайней мере, когда вы находитесь не на глазах у ребенка) он более-менее спокоен и умеет сам себя занять.
Подготовительные мероприятия
Приучая ребенка к самостоятельности, можно провести что-то вроде эксперимента «Мама ушла». Если кроха протестует, перенесите эксперимент на следующий раз. Иначе он еще больше начнет бояться родительских отлучек. Сводите ребенка в туалет, затем оденьте его так, чтобы колготки не сползали, а тапочки не сваливались с ног, разложите вокруг него его любимые книжки, игрушки, вещи, с которыми он с удовольствием играет. После этого скажите: “Я приду через пять минут!” -и покиньте квартиру Дальше засекайте время и слушайте, стоя под дверью, сколько он пробудет один, не вспомнив о вас? Если все пять минут - прекрасно, продолжайте так играть ежедневно, постепенно доводя время вашего отсутствия до 20 - 40 минут (ровно столько, сколько вам необходимо для экстренных выходов). Только так вы сможете оставить ваше сокровище со спокойной душой на некоторое время.
Но если вы услышали, что ребенок зарыдал почти сразу, как только за вами захлопнулась дверь, - вернитесь не через пять минут (но и не немедленно!), а через минуту. Вернувшись, непременно приласкайте ребенка и даже похвалите. Скажите что-нибудь типа: “Видишь, как быстро я вернулась. А ты молодчинка, помог маме и даже поплакал совсем чуть-чуть, а в следующий раз и вовсе плакать не будешь, а встретишь меня радостной улыбкой. Вот такой — давай улыбнемся!” Дайте ребенку почувствовать, что вы всегда вернетесь вовремя.
И, несмотря на неудачу, продолжайте ваши ежедневные учебные отлучки, постепенно увеличивая время вашего отсутствия до тех пор, пока не достигнете успеха (а значит - полного спокойствия как своего собственного, так и малыша).
Чтобы ребенку было легче оставаться дома одному, играйте с ним в «самостоятельные" игры. Например, в Робинзона, который остался один на необитаемом острове и должен развлекать себя сам, а вы тем временем выходите на кухню.
Еще одним шагом к «самостоятельности» будет обучение ребенка пользоваться телефоном. Это очень важный момент. Хотя бы потому, что в ваше отсутствие могут произойти непредвиденные ситуации. Лучше заранее обсудить с ребенком, как вести себя в необычных ситуациях.
Научите ребенка правилам разговора по телефону:
• Поднимая трубку, не называть своего имени или имени звонящего (малыш может легко ошибиться, а преступники могут воспользоваться этим, чтобы сбить его с толку)
• Никогда и никому не говорить, что он дома один
• Если просят назвать адрес, не называть, попросить перезвонить позже
• Если ребенка пытаются втянуть в неприятный для него разговор, положить трубку и обязательно рассказать маме и папе
Вы должны быть точно уверенны, что ваш малыш не откроет дверь посторонним в ваше отсутствие. Поэтому договоритесь, что приходя домой, вы будете открывать дверь своим ключом. Школьнику расскажите, что нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто там. А также если в ответ услышит «Это я!», «сотрудники ЖЕКа», «ваши новые соседи» и т.п. или увидит незнакомого человека.
О чем еще следует помнить:
- никогда не пугайте ребенка всякими буками и бяками, притаившимися в углу и готовыми наброситься на него за непослушание. Трудно будет разубеждать малыша в этом, когда соберетесь оставить его одного.
- уходя, обязательно скажите, в котором часу вы вернетесь и непременно сдержите свое обещание. Если вы все-таки задерживаетесь, предупредите ребенка об этом по телефону
- разумеется, малыш должен знать, что нельзя подходить к двери окнам, а тем более открывать их, включать плиту…
- все случайности не предусмотришь, поэтому правильнее не только запрещать что-то, но и научить ребенка пользоваться некоторыми вещами (например, микроволновкой) самостоятельно
- если вы планируете вернуться, когда уже стемнеет (например, зимой, когда рано темнеет), не забудьте заранее включить свет во всех комнатах, где может играть ребенок, так ему будет спокойнее.