www.svetan.ru
Главная
Добро пожаловать на форум!
Форум

Разделы

Семья

Все о детях

Кухня

Домашние хлопоты

Здоровье и красота

Творческая мастерская

Покупкин опыт

Сад-огород

Полезные ссылки

Ребенок исследователь

Кризис трех лет

В этой статье пойдет речь об маленьких исследователях, о жажде познания.

Самым большим подарком для себя я считаю наличие у ребенка именно этих качеств. Страсть к жизни, активность, самостоятельность, размышление, развитие интеллекта - все это основывается на жажде познания. Всеми способами я стараюсь поддержать это качество. Свобода действий, возможность выбора предмета изучения, заинтересованность в этом процессе мамы привели к тому, что умственные усилия ребенку в радость, творческая деятельность приводит в восторг.

Побочные явления такие:

Мама - "выжатая как лимон", ребенок буквально впитывает знания, требует их ежесекундно. Приходится многое вспоминать, задумываться, учиться.

"Творческий беспорядок". В первое время нужное и "особенно нужное" все лежит в одной большой куче, поспеть за маленьким исследователем с уборкой сложновато. Теперь этот период позади, прибираемся с малышкой вместе и само слово "порядок" не пустой звук. Причем ребенок сам говорит: «Нужно навести порядок».

Необходимость постоянно быть маме начеку. Познавательная деятельность также: лучше любых указаний развивает осторожность ребенка. Разумеется, сначала я везде была рядом, подстраховывала, наблюдала, теперь я это тоже делаю, но меньше. А вот ребенок очень внимательно относится к новым предметам и явлениям, наблюдает, изучает, оценивает на безопасность.

Испорченные вещи. Ценные для нас вещи, документы, естественно убирались подальше. С остальным лучше смириться (даже муж смирился и признал за ней право вести подобным образом свою исследовательскую деятельность).

Ранее развитие ребенка не подразумевает дать энциклопедические знания ребенку, наоборот, оно стимулирует искать новые знания, систематизировать их, применять активно на практике, анализировать результаты, размышлять, изобретать. Все умения, навыки, знания нужны, по-моему, не для воспитания гениальности в ребенке, мы - родители даем ребенку инструменты для изучения мира, поиска себя, способа самовыражения, определения своих жизненных целей, выбора Своего Пути. Это всего лишь инструменты, которые не делают ребенка гениальным, а дают возможность проявить самого Себя. Как воспользуется ребенок всем этим - это его выбор. Важнее вложить в него желание делать этот выбор.

Теория этого вопроса такова, что дети рождаются с жаждой познания и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания. Органы чувств же развиваются в процессе их использования. Сохранить эту детскую особенность и развить ее в полноценную мыслительную и творческую деятельность наша с Вами задача. Начинать такую работу лучше всего с раннего возраста.

Пока на моей практике это выглядит так:

Понятно, что разговоры с малышом доступны с первых дней его жизни. Музыка также, для новорожденного лучше всего подходит классическая музыка – Прокофьев, Чайковский, Глинка, Моцарт. Ближе к году дети с удовольствием слушают детские песенки – они просты, ритмичны.

• Со второго месяца малыши вовсю разглядывают окружающую их обстановку. Полезными являются прогулки по комнате, смена месторасположения кроватки, как и советуют психологи. На прогулке весь окружающий мир - обучающая среда: листья, ветки деревьев, люди, дома, свет, тень. Чем раньше вы начнете показывать ребенку окружающий мир и рассказывать, что это такое, тем быстрее у него появится интерес. Не следует думать, что малыш еще ничего не понимает, мол, вот исполнится ему год (два, три …), тогда и буду рассказывать. Но если вы не разговаривали с крохой, то и в год (два, три …) это будет сделать сложновато. Хотя начинать никогда не поздно.

• Когда малыш научился держать предметы руками, пошло в ход все, что можно держать: бумага разная (толстая, тонкая, глянцевая, шероховатая), ткани (опять же разные), игрушки (обычные, звенящие), колокольчики, трубочки, ложки, испорченные диски. Все, что можно найти дома безопасное, легкое, с различающимися качественными характеристиками. Некоторые психологи предупреждают, что сразу много игрушек для ребенка могут нанести психологически вред, у моего ребенка беспокойства по этому поводу не было, но к этому моменту стоит отнестись внимательно, возможно, стоит разрешить сначала другие проблемы малыша.

• Научилась сидеть - пошли предметы потяжелее: половники, поварешки, сита, кастрюли, стаканы, одежда и т.д. В особых случаях подстраховываю. К тому времени, когда ребенок научился ползать, дома не осталась предметов, которые бы она уже не изучила, не испробовала на вкус, исключая острые, ядовитые. Она сидела рядом с большой кучей предметов и перебирала их по одному.

• Научилась ползать - новые исследования - мебель, бытовая техника.

• Ребенок научился ходить, а это просто рай для исследований. Ямы, дожди и лужи, перья, камни, палочки, песок, цветы, шишки. В это время она уже не изучала предметы ртом, видимо, уже представляла себе их текстуру, благодаря накопленным знаниям. Умение падать - ценнейшая наука, как и не засунуть пальцы в дверь. Все это надо пройти, желательно с минимальными потерями. Иголки колются, огонь жжется, вода бывает горячей, стекло режется, трава бывает горькой.

• Отношение к ошибкам, неудачам, падениям, как к естественному процессу. "У тебя получается все лучше и лучше", - вот мой девиз.

• Условно я разделила понятия "осторожно" и "аккуратно". Осторожно - это то, что от нее не зависит, например бегущий человек, раскачивающиеся качели. Аккуратно - то, что от нее зависит, то, что она в состоянии сделать, используя внимательность, наблюдательность, упорство, то есть то, что приходит с тренировкой. Я не говорю дочке: "Осторожно, упадешь!". Говорю: "Аккуратно, можешь упасть". И разница здесь есть. Я даю ей понять, что в ее силах делать лучше, опасности в этом нет, и при ее старании результаты будут наилучшими, то есть это стимул к усовершенствованию навыков. При слове "опасность" или "осторожно" она ищет внешнюю причину, чего надо опасаться.

• Разумеется, с чувством страха переборщить тоже нельзя. Все изучается постепенно. Если ребенок просит подстраховать его в своих забавах, я, конечно, выполняю просьбу. Если же не просит, то подстраховываю, скрывая это игрой. В любом, случае делать испуганное, тревожное лицо не стоит - никакой паники, все проблемы решаемы.

• Ребенок обратил на что-то внимание. Ловлю момент! Я и сейчас уверена: лучшего момента нет для обучения, чем когда ребенок проявляет к этому интерес. Именно в данную минуту информацию он усвоит лучше всего. Искусственно вызывать интерес труднее.

• Эффективный способ познания - делать что-то вместе. Пример: мы рисуем вместе, то есть дочка с карандашом рисует и я что-нибудь рядом. Недавно обнаружила, что она стала держать правильно карандаш в руке, хотя этому никто ее не учил!

Начало процесса положено, первые результаты есть, развиваемся дальше.



Вам понравилась статья? Вы можете добавить ее в свои закладки Сохранить страницу на сервисе закладок Bobrdobr.Ru!    



Подпишитесь на нашу рассылку:
Рассылки@Mail.ru
Смышленый малыш
Контактная информация: smaslovskaja@mail.ru