ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ
  • В ожидании второго ребёнка
  • Вестибулярный аппарат
  • Круглосуточная мама
  • Исповедь стервы
  • Комплекс плохой мамы
  • КУЛИНАРИЯ
  • Первые блюда
  • Вторые блюда блюда
  • Десерты, выпечка
  • Детская кухня
  • Салаты и закуски
  • ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • В ожидании второго ребёнка
  • Вестибулярный аппарат
  • Круглосуточная мама
  • Исповедь стервы
  • Комплекс плохой мамы
  • ПОСЛЕДНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ
  • Устами младенца
  • Из жизни женского желудка
  • Вся правда о аллергии
  • Хозяйке на заметку
  • НАШИ РАССЫЛКИ
    Рассылки@Mail.ru
    Смышленый малыш

    РАЗДЕЛЫ САЙТА
      ДЕТСКИЕ НОВОСТИ
      КУЛИНАРИЯ
      ДОМАШНИЕ ХЛОПОТЫ
      ТВОРЧЕСТВО
      ПОКУПКИН ОПЫТ
    ОБСУЖДАЕМ
    ВСТАВЛЯЕМ ИНФУ
    РЕКЛАМА
    Добро пожаловать на сайт www.svetan.ru - самый полезный сайт для мам
    *
    Недавно, когда я разговаривала с одной моей знакомой и сказала, что Катя занималась по методике Марии Монтессори, она отреагировала совершенно не так, как я ожидала:

    - Так ведь эта методика для умственно отсталых детей! Я бы свою никогда на такие занятия не повела!

    Меня удивляет такая категоричность. Не разбираясь в вопросе сразу рубить сгоряча. Действительно, Мария Монтессори изначально работала с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой развития. В то время такими детьми вообще никто не занимался. Они были предоставлены сами себе. Когда дети, с которыми занималась Мария стали показывать неплохие результаты, ее методиками заинтересовались. Если дети с отклонениями могут догнать своих сверстников с нормальным развитием, то какие же результаты покажут «нормальные» дети? Кстати, Монтессори занималась с детьми с 7 лет, в то время как сейчас эту методику применяют для детей намного более раннего возраста.

    Детей в этой методике привлекает то, что они могут пользоваться взрослыми вещами, или уменьшенными копиями настоящих вещей. Таким образом, они могут чувствовать себя взрослыми. Родителей, кроме всего прочего, привлекает доступность методики. Занятия можно организовать дома. Тем более, что сейчас с детских магазинах продается много пособий и материалов по этой методике.

    Но чаще всего все таки мамы отводят малышей на специальные занятия, где применяется методика Монтессори. Эта система настолько непохожа на те занятия, к которым все привыкли, что вызывает массу вопросов у родителей. Иногда родители, не разобравшись в чем дело, начинают настороженно относится к этим «странным» урокам. Поэтому я решила подробнее рассказать, как именно проводятся занятия и что в них необычного.

    Педагог общается с ребенком как со взрослым. Педагог здоровается с каждым ребенком за руку, называет все предметы в классе не игрушками, а материалами, а действия ребенка с этими материалами называет не игрой, а работой. Многим родителям это непривычно, однако дети с радостью принимают такие правила. Уважительное отношение к выбору ребенка (даже двухлетнего) и к его деятельности помогает создать в классе атмосферу сосредоточенной работы. У ребенка возникает ощущение, что все, что он делает очень-очень важно. Поэтому он будет стараться все делать хорошо.

    На полках в классной комнате много опасных, с точки зрения родителей, предметов. Действительно, на доступных для детей полках стоят не игрушки, а те предметы, которые дома редко дают малышам: стеклянные кувшинчики с водой или крупой, пинцеты, ступка и пестик, пипетки, наборы с бусинами, которые можно проглотить и многое другое и т. д. Ведь это может разбиться или сломаться! Удивительно, но предметы в Монтессори классе бьются очень редко. Дети ценят то, что им позволили проявить самостоятельность, поэтому, когда они несут к столу поднос с кувшинчиками, они очень собраны и сконцентрированы на этом действии. Именно то, что предметы по-настоящему хрупкие способствует развитию чувства ответственности. Мария Монтессори по этому поводу считала, что предметы – лучшие учителя.

    В процессе своей работы с детьми Мария Монтессори выбрала для занятий те предметы, которые больше всего нравились детям, те, которые они чаще выбирали. Оказалось, что это совсем не игрушки, а настоящие взрослые предметы, только «детского» размера. Интересно, что спустя 100 лет вкусы детей не очень изменились. Да вы и сами, наверняка, замечали, что дети с большей охотой играют как раз теми вещами, которыми вы сами пользуетесь.

    Ребенок сам решает, чем ему заниматься. Это основополагающий принцип системы Монтессори. В каждом предмете, стоящем на полке в этом классе заложена большая обучающая ценность, но самое важное, что знания ребенок может получать без помощи взрослого, совершенно самостоятельно. А если ребенок сам выбрал для себя занятие, значит, эти знания для него в данный момент очень важны и он их хорошо усвоит. Свободный выбор – это основа благополучного развития ребенка и очень важный для жизни опыт.

    Дети мало общаются друг с другом. На первый взгляд кажется, что каждый ребенок занимается чем-то своим, ведь все материалы в классе в единственном экземпляре. Зачем тогда ходить на занятия, ведь можно все расставить так же и дома? Но вот возникает ситуация, когда двое детей одновременно хотят взять, например, розовую башню. Как же быть? Башня-то одна. Это ценный социальный опыт, потому что придется или договариваться о совместной работе или набраться терпения и ждать своей очереди. Кроме того, занимаясь своим делом, ребенок, как правило, краем глаза посматривает, что делают другие и иногда может заинтересоваться каким-то материалом, которого до этого не замечал или считал неинтересным, в руках другого ребенка. Дома такого эффекта добиться трудно.

    Ребенок долго занимается одним и тем же. Большинство взрослых воспринимает развитие ребенка как механическое накопление знаний, поэтому считает, что чем больше материалов выбрал ребенок за одно занятие, тем лучше. Это не так. Если ребенок работает с материалом, его нельзя прерывать – это еще один из принципов Монтессори. Если ребенок долго работает с одним материалом, значит он научился концентрироваться – это замечательно! Тем более, многим детям свойственно такое явление как зацикленность. Многие дети могут по 10 раз смотреть один и тот же мультик или листать одну и ту же книгу. Это связанно именно с развитием детской психики.

    Если же ребенок выбирает в течении длительного времени одно и тоже, нужно, прежде всего, разобраться, почему. Причин такого поведения может быть несколько. Может быть, он не уверен в своих силах и боится неудачи в новой деятельности, а может быть, наоборот, ребенку очень нравится именно этот материал, и он находит в нем все новые возможности. И в том, и в другом случае для развития ребенка будет очень полезно, если вы дождетесь момента, когда он сам возьмет что-то другое.

    Педагог очень мало говорит. Наша жизнь обычно организована таким образом, что мы получаем большую часть информации с помощью слуха и зрения. М. Монтессори считала, что когда педагог что-то объясняет и показывает, ребенку трудно одновременно сосредоточится и на слуховых, и на зрительных ощущениях. Поэтому во время презентации педагог мало говорит, но очень четко показывает все действия с материалом. Этот подход способствует не только развитию концентрации, но и утончению работы всех органов чувств: ребенок начинает замечать, что предметы различаются на ощупь, по весу, по температуре. Разнообразие сенсорных ощущений помогает мозгу активно развиваться.

    Ребенку приходится выполнять какие-то правила. Некоторые родители видят в этом противоречие: о какой свободе выбора можно говорить, если ребенку нельзя побегать и покричать? Но ведь свобода и вседозволенность это не одно и то же. Правил в Монтессори-классе всего несколько и все они понятны и обоснованы.

    нельзя брать материал, если с ним уже кто-то работает (попробуй договориться о совместной работе, или дождись своей очереди).
    нельзя портить материалы (ведь захочется поработать с ними еще раз).
    нельзя мешать другим детям работать (ведь крики и беготня мешают).
    работать с материалом нужно за столом или на коврике (прямо на полке неудобно и опасно – можно все уронить).
    после работы материал нужно привести в порядок и поставить на полку (так удобнее им пользоваться).

    Эти рамки поведения вместе со свободой выбора важны для социального развития ребенка. Нам хочется, чтобы дети росли активными, умели принимать решения и делать выбор, но не нарушали общепринятые нормы поведения. Если ребенок нарушает во время занятия правила, педагог никогда не оценивает его поведения («Ты плохо себя ведешь!»), а говорит о том, что в Монтессори-классе так поступать не принято.

    Иногда первые занятия в Монтессори классе не получаются спокойными, потому что дети (да и родители) еще не привыкли. Но достаточно быстро дети усваивают предложенные им правила и начинают работать за столами или на ковриках в абсолютной тишине.
    *
    *
    ПОПУЛЯРНАЯ СТАТЬЯ
    Очень часто с рождением ребенка мама как будто выпадает из активной «додетной» жизни. Вот еще недавно эта симпатичная во всех отношения женщина успевала все и везде, строила карьерные планы, рассчитывала изъездить полмира и достичь в этой жизни абсолютно всего. И вот у него родился долгожданный и самый любимый на свете малыш и мир как-то резко сузился до пространства квартиры и ближайших нескольких улиц. А мозг начал перестал реагировать на серьезные раздражители и переключился на темы: подгузники, кремики, зановесочки и «интересно, сколько уже зубов у мальчика Артемки». .Читать далее>>>
    НАШИ КОНКУРСЫ
    РЕКЛАМА
    НАШ БАННЕР
    Полезный сайт для мам

    Copyright © 2007-2010 www.svetan.ru
    Контактная информация: svetan@svetan.ru